Вопрос подбора правильного моторного масла является актуальным как для автомобилистов-новичков, так и для опытных водителей, заботящихся о «железном коне» своими силами. Высококачественное и, главное, подходящее автомасло является залогом бесперебойной и долговечной эксплуатации двигателя внутреннего сгорания. Основываясь на общепринятых рекомендациях, мы сформировали небольшой список факторов, на которые следует ориентироваться при выборе смазочного материала.
Данная величина влияет на мощностный потенциал, крутящий момент, потребление топлива и ресурс силового узла. Индекс вязкости показывает маркировка SAE на канистре, которая в подавляющем большинстве случаев состоит из двух чисел, разделённых буквой W. Двойное обозначение информирует о всесезонности продукта, где:
Оптимальный класс вязкости для конкретно взятого авто можно найти в его сервисной книжке. Если автопроизводитель допускает к применению масла 5W30 или 5W40, то для нового транспортного средства подойдёт менее вязкое вещество по причине отсутствия фрикционных зазоров, препятствующих нормальной работе подшипников. В свою очередь для ДВС с существенным пробегом несущую способность можно компенсировать как раз ростом вязкости.
На таре моторных жидкостей также можно встретить маркировки, состоящие из нескольких латинских букв. Это стандарты API (американский) и ACEA (европейский). Первая классификация разделяет автохимию по качественным характеристикам и состоит из двух буквенных знаков, где:
Требования к качеству смазывающих жидкостей ACEA частично пересекаются с предыдущей градацией, однако отличаются более жёсткой системой стандартизации, подразделяясь на следующие 3 категории:
Кроме того, существуют специальные допуски автоконцернов, которые разрабатываются их специалистами под конкретную модификацию мотора. Они регламентируют параметры спецжидкости, которые производитель автомобиля считает обязательными при использовании в своём двигателе.
При этом важно обратить внимание на то, стоит ли рядом с допуском слово «одобрение» (approved, approval). Если да, то это означает, что изготовитель смазочного материала получил официальное одобрение завода-производителя автомобиля. А если там значится «соответствие» (meets, specifically developed for), то это говорит о том, что при его производстве использовался пакет присадок, сертифицированный у данного автоконцерна, однако конечный продукт не получал специального одобрения.
При выборе автомасла водителю следует также учесть год производства, объём заливки и износ ДВС по пробегу, где низким считается отметка до 75 тыс. км, средним – до 150 тыс. км и повышенным – более 200 тыс. км.
Существует негласное правило: чем больше пробег/ старше мотор, тем выше должна быть высокотемпературная вязкость смазочного материала в пределах указанного автопроизводителем диапазона. Также в расчёт берётся текущий сезон (для холодов подойдёт более маловязкая продукция, а для жаркой погоды – наоборот) и особенности ежедневной эксплуатации. Среди них можно выделить передвижение в черте города в режиме старт-стоп, езду по бездорожью, изобилие противогололедных реагентов и другие неблагоприятные факторы, сокращающие ресурс моторного масла.
Подводя итоги, можно сказать, что при выборе смазывающей жидкости для двигателя автовладельцам следует в первую очередь ориентироваться на рекомендации и допуски завода-производителя, изложенные в сервисной книжке и технической документации машины. При этом нельзя упускать из виду тот факт, что смешение разных видов масла от разных брендов недопустимо.