Список желаний
Ваш список желаний пока пуст. Добавляйте понравившиеся товары в желаемые илиавторизуйтесь, если добавляли товары ранее
Список желаний
Ваш список желаний пока пуст. Добавляйте понравившиеся товары в желаемые илиавторизуйтесь, если добавляли товары ранее
ARTI
CLES

Почему моторное масло попадает в воздушный фильтр

14 / 09 / 2020

Двигатель – это «сердце» автомобиля, индивидуальный срок службы которого зависит от множества факторов. Среди них немаловажную роль играет соблюдение рекомендуемой периодичности техобслуживания, применение сертифицированных расходных материалов и спецжидкостей от надёжных производителей, а также систематический мониторинг исправности ключевых узлов и механизмов данного агрегата.

Одним из важнейших конструктивных элементов мотора является воздушный фильтр, который подлежит замене в среднем каждые 10-15 тыс. км пробега. Его работоспособность определяет стабильность функционирования и общий технический ресурс ДВС. При демонтаже отработанного расходника автомобилист может обнаружить масляные следы на фильтрующем элементе, что говорит о появлении неполадок в системе внутреннего сгорания.

Принцип работы воздушного фильтра

Атмосферный воздух принимает непосредственное участие в обогащении топливной смеси, при этом для обеспечения нормального горения 1 литра горючего его расходуется почти в 15 раз больше. Весь этот объём проходит через воздухозаборник, впускные коллекторы, систему клапанов и прочее рабочее пространство. Поэтому перед тем, как попасть в цилиндры или карбюратор, воздушные массы подвергаются обязательной предварительной очистке от твёрдых и жидких загрязнений.

Таким образом, фильтр является своеобразными «лёгкими» двигателя, которые отвечают за очищение воздушных потоков, поступающих в систему внутреннего сгорания извне. По причине того, что забор рабочей среды происходит именно снаружи, присутствие такого приспособления позволяет остановить пыль, песчинки, капли воды и другие примеси, обеспечив таким образом эффективную защиту силового узла от засорения и преждевременного выхода из строя. В умеренном режиме эксплуатации воздушный фильтр сокращает износ ДВС в среднем на 15-20%, а в экстремальных условиях – на целых 75-80%.

Если в системе забора воздуха по каким-то причинам отсутствует фильтр, или же он сильно загрязнён, то процесс сгорания топлива будет неизбежно нарушен, а содержание вредных веществ в выхлопе резко увеличится. Даже самые микроскопические частицы, попавшие на стенку камеры сгорания, способны спровоцировать абразивное повреждение и ускоренное изнашивание металлических поверхностей цилиндропоршневой группы, подшипников и коленчатого вала. Именно поэтому качество фильтрации должно всегда быть на высоте.

Засорение клапана принудительной вентиляции картера

В процессе сгорания топливовоздушная смесь сильно расширяется в объёме, нагнетая давление внутри рабочего пространства ДВС, что приводит в движение поршень и коленвал. Из-за неплотного прилегания деталей ЦПГ часть выделяющихся газов прорывается через тепловые зазоры в полость картера, смешиваясь там с масляным туманом и парами несгоревшего горючего. Образовавшаяся эмульсия агрессивно воздействует на уплотнители и трубку масляного щупа. Помимо газов в поддон могут попасть продукты нагарообразования, которые засоряют и окисляют смазочный материал, ухудшая его смазывающе-защитные свойства по мере увеличения пробега.

Такт расширения циклично повторяется в каждом цилиндре, а принудительная вентиляция картера помогает поддерживать корректное функционирование мотора, предупреждая выдавливание смазки из-за переизбытка газов. Для этой цели в его конструкции предусмотрен специальный клапан, который помогает отвести картерные газы и стабилизировать давление в системе посредством перенаправления испарений обратно в камеры сгорания через маслоотделитель и впускной коллектор. Данный процесс оказывает непосредственное влияние на приемистость силового узла, его уровень экологичности и работоспособность транспортного средства в целом.

Клин или засорение клапана принудительной вентиляции картера проявляется в нескольких характерных признаках, а именно:

  • наличии масляных следов на заливной горловине и стыке крышки клапанов;
  • снижении мощностной отдачи и падении энергоэффективности ДВС;
  • присутствии смазочного материала в воздушном фильтре;
  • усиленном загрязнении дроссельного регулятора и РХХ;
  • появлении течи через уплотнитель сапуна.

Зачастую при проведении диагностических работ вышеперечисленные симптомы приписывают к узлам питания или зажигания, упуская из виду систему вентиляции картерных испарений. Для мониторинга её исправности автовладельцу следует демонтировать крышку с заливной горловины на работающем двигателе. Если всё в порядке, то можно будет увидеть лишь слегка вылетающие капельки автомасла. О появлении неисправности говорит активный выброс моторной техжидкости, сопровождающийся ощутимым сопротивлением при закрытии отверстия рукой.

При этом работоспособность самого клапанного устройства можно проверить при помощи отсоединения шланга от картера к клапану. Далее следует запустить двигатель и прикрыть освободившийся штуцер пальцем. Если создаётся вакуум, а при его снятии слышится щелчок, то приспособление исправно.

Изношенные поршневые кольца

Поршневые кольца отвечают за поддержание оптимальной компрессии и герметичности внутрицилиндрового пространства, а также постоянного и достаточного смазывания деталей скольжения. Они предотвращают прорыв газов в картер, отводят излишки тепла от поршня через цилиндр, при этом не дают моторному маслу попасть внутрь камеры сгорания. Продолжительность службы данных изделий варьируется в разных пределах, которые складываются из качества их изготовления, нагрузочного режима, технических характеристик смазочного материала, а также исправности конструктивных составляющих мотора.

К сожалению, именно эта деталь больше всего подвержена физическому износу, что связано с условиями её функционирования (экстремальный терморежим, полужидкостное трение с переменной скоростью скольжения, воздействие внутренних сил упругости и давления). Несвоевременное устранение её залегания или истирания чревато скорым выходом из строя поршней и коленвала, ремонт которых может обернуться для автовладельца существенными финансовыми затратами.

Неисправность маслосъёмных и компрессионных колец можно определить по нескольким косвенным факторам, среди них:

  • масляная течь под сальники распределительного и коленчатого валов, уплотнитель или горловину клапанной крышки или прокладку поддона;
  • чёрный, серо-голубой или белый дым из глушителя при пуске или на холостых оборотах, иногда сопровождающийся хлопками;
  • следы моторного масла в воздушном фильтре и воздухоподводящем шланге;
  • маслянистый нагар на свечах зажигания.

При обнаружении вышеперечисленных симптомов, которые в придачу сопровождаются падением мощности ДВС, повышенным расходом масла и горючего, рекомендуется измерить компрессию в цилиндрах при помощи компрессометра. Проанализировав его показания, можно установить, вызвана ли та или иная проблема износом или залеганием поршневых колец. Если дело всё-таки в них, то сперва изделия целесообразно раскокосовать и только потом произвести замену.

Забитые масляные каналы

Загрязнение моторного масла начинается сразу же после заливки и продолжается весь межсервисный интервал, нанося вред фрикционным сопряжениям. При этом топливо, на котором работает двигатель, оказывает непосредственное влияние на данный процесс.

Топливная среда дизелей характеризуется относительно высокой загрязнённостью и окисляемостью, которые в добавок сопровождаются регулярным попаданием газов в картерное пространство. Именно поэтому состав смазок для дизельных агрегатов разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить усиленную промывку кривошипно-шатунного механизма и ЦПГ, а также активное ингибирование окислительных реакций. Этого удаётся достичь благодаря добавлению усиленного пакета щелочных и моюще-диспергирующих присадок.

Примеси в системе смазки, которые приводят к засорению масляных магистралей, бывают органического и неорганического происхождения. К первой группе относятся продукты сгорания топлива, термической деградации и полимеризации смазочного материала. Вторая разновидность образуется из технологических загрязнений, попадающих внутрь мотора при производственных или ремонтных работах, частиц износа металла и отработавших зольных присадок.

Несвоевременная прочистка забитых маслопроводных каналов вызывают такое опасное явление, как масляное голодание. Это случается потому, что смазывающая жидкость попросту не подаётся в нужном количестве и под нужным давлением к нагруженным парам трения. В сложившейся ситуации автовладельцу желательно разобрать ДВС и произвести механическую очистку каналов и маслоприёмника, так как промывочные средства в некоторых случаях могут только усугубить проблему.