Каждый водитель сталкивался с неисправностями двигателя своего транспортного средства. Вот только не всегда возможно осуществить ремонт в сервисном центре, поэтому многие автовладельцы стремятся устранить их самостоятельно. Несмотря на кажущуюся с первого взгляда сложность, сделать притирание клапанов силового узла не составит особой трудности для автовладельца.
Изначально необходимо отметить, что работа клапанов происходит при экстремальных термомеханических нагрузках, так как они находятся непосредственно в головке блока цилиндров. Внешне клапаны могут напоминать гвозди, так как своей головкой или «тарелкой» они опущены в середину цилиндра. Когда головка пребывает в закрытом положении, она соединяется рабочей фаской с клапанным седлом, плотно замыкая камеру сгорания.
У большинства автомобилей каждый из цилиндров оснащён двумя клапанными единицами, открывание которых осуществляется поочерёдно. При этом одна из них отвечает за подачу топливно-воздушной среды внутрь камеры сгорания из впускного коллектора, а вторая – отводит к выпускному коллекторному устройству образовавшиеся продукты горения.
В процессе функционирования на тарелках и сёдлах клапанов постепенно образуются нагарные отложения, которые впоследствии нарушают корректность работы впускного и выпускного клапанов. Когда топливно-воздушная среда поступает в камеру сгорания, поршень сдавливает её, двигаясь в свою верхнюю мёртвую точку. При таком положении дел впускной и выпускной элементы должны быть плотно сомкнуты, иначе давление и процесс сгорания будут нарушены.
Чтобы решить проблему с работой ГБЦ и снизить вероятность нагарообразования, после очищения или замены клапанов производится их притирание. Притирка клапанов — достаточно простая процедура, вследствие которой получается правильное прилегание впуско-выпускного клапанов на посадочных точках (сёдлах) в цилиндрах мотора.
Для осуществления притирания клапанов автомобилисту необходимо обязательно приготовить следующий инвентарь:
Для того, чтобы произвести притирочную манипуляцию, клапаны придётся «рассухарить» и демонтировать. Далее детали обезжириваются растворителем, а клапанная рабочая фаска покрывается небольшим количеством притирочного состава. Нанесение следует выполнять аккуратно, чтобы абразив не попал на шток клапана, так как алмазный порошок может с лёгкостью повредить его покрытие.
Затем производится притирание с помощью дрели, оснащённой реверсивным режимом. Работа выполняется на небольших оборотах и в обе стороны вращения. Чтобы не допустить дефектовки во время притирания, шток можно закрыть плотной резиной или войлоком. В случае его повреждения может значительно увеличиться расход моторного масла, а маслосъёмные колпачки будут подвержены ускоренному износу.
Притирание считается завершённым, если на фасках клапана и седла появляется отличительная матовая чёрточка шириной 2-3 мм. Далее необходимо выполнить окончательную обработку, которая по своей сути схожа с самим процессом притирки: после удаления предыдущего притирочного состава наносится разведённая с моторным маслом паста ГОИ.
Перед тем, как собрать цилиндровые блоки, все конструктивные элементы нужно тщательно осмотреть, чтобы абразивные частицы пасты не попали на соседние узлы, а затем обязательно промыть бензином. Качество притирания можно проверить посредством заливки керосина или топлива в камеру сгорания или в коллекторы.
Важно знать: притирание может и не получиться, например, если на рабочих поверхностях деталей присутствуют механические повреждения, или же когда сёдла были отшлифованы некорректно. Достоверный показатель проблемы – неравномерная или прерывающаяся матовая полоса на фаске. К сожалению, решить её можно только путём покупки новых изделий.
Притирка клапанов — очень важная процедура, которая необходима для отлаженной работы автомобильного двигателя после капремонта. С ней может справиться каждый владелец транспортного средства, особенно тот, кто имеет опыт и навыки проведения ремонтных работ. Главное, подойти к манипуляции ответственно, приготовив надлежащий инструментальный набор и расходные материалы.