Список желаний
Ваш список желаний пока пуст. Добавляйте понравившиеся товары в желаемые илиавторизуйтесь, если добавляли товары ранее
Список желаний
Ваш список желаний пока пуст. Добавляйте понравившиеся товары в желаемые илиавторизуйтесь, если добавляли товары ранее
Список желаний
Ваш список желаний пока пуст. Добавляйте понравившиеся товары в желаемые илиавторизуйтесь, если добавляли товары ранее
ARTI
CLES

Как правильно выбрать тормозные колодки

08 / 12 / 2020

От исправности компонентов тормозной системы зависит самое главное - жизнь водителя и пассажиров, а также их безопасность во время движения транспортного средства. Поэтому тормозные колодки нужно выбирать ответственно. Для этого следует разобраться, какие бывают виды данных расходников и обозначить их область применения.

К чему приводит неправильный подбор колодок

В системе торможения авто больше всего изнашиваются детали, подверженные трению - тормозные диски и колодки. При неправильном подборе этой пары компонентов, колодки будут стираться быстрее, чем предусмотрено их сроком эксплуатации. Это может привести к плохому торможению и необходимости преждевременно менять элементы тормозной системы.

При несоответствии дисков и тормозных колодок, верхний слой фрикционного покрытия оплавляется под воздействием высокой температуры во время трения. В случае перегрева, температура дисков может увеличиться до 400-500˚C, а на их поверхности появляются значительные неровности. После этого процесс торможения сильно ухудшается и возникает необходимость менять всю систему.

Конструкция

Тормозные колодки состоят из металлической основы и фрикционной накладки. Они крепятся к суппортам, которые передают сжимающее усилие на тормозные диски.

Как работает тормозная система авто? 

При нажатии педали тормоза, специальный шток задвигает поршень главного тормозного цилиндра и сжимает гидравлическую жидкость, находящуюся в магистралях системы торможения. Эта жидкость через шланги передаёт усилие на поршни в суппортах, в результате чего прикрепленные к ним колодки прижимаются к тормозным дискам и автомобиль останавливается. 

Если в автомобиле установлена антиблокировочная система (АБС), то давление из главного цилиндра по магистралям идёт сначала в блок АБС, а затем по шлангам на отдельные суппорты. При этом блок АБС распределяет тормозные усилия между суппортами и контролирует, на какой суппорт дать большее давление, на какой меньшее, а если какое-либо колесо блокируется - снять с него давление и предотвратить потерю управления.

Виды колодок

Первые тормозные колодки делали из асбеста. Этот материал является хорошим фрикционом и прекрасно выдерживает высокие температуры. Но у него есть огромный минус - при нагревании асбест выделяет сильный канцероген, вызывающий серьёзные заболевания. Поэтому данный материал запретили использовать, после чего стали производить полуметаллические тормозные колодки, которые актуальны и сейчас. В их состав входят металлические, арамидные и углеродные волокна, а в качестве связующего элемента чаще всего используется медь. Иногда в состав фрикционного материала также добавляют стекловолокно.

Полуметаллические колодки работают тихо, отличаются хорошей производительностью и могут функционировать при низких температурах. Они имеют лояльный ценник, но достаточно быстро изнашиваются.

Некоторые тюнинг-компании добавляют в состав фрикциона керамическую пыль, в результате чего повышается износостойкость колодок и рабочая температура. Такие детали стоят дороже, но процесс торможения с ними значительно улучшается. Колодки с добавлением керамики следует выбирать осторожно. Они хорошо сочетаются с дисками из нержавеющей стали, а вот в паре с чугунными могут привести к преждевременному износу дисков. Да и нет особого смысла использовать такой расходник в обычных условиях - он больше пригоден для автоспорта.

Классификация

Основными показателями, по которым можно классифицировать тормозные колодки являются коэффициент трения µ и рабочая температура, которая при динамичной езде в обычных условиях не должна превышать 370 ˚C. По величине µ выделяют 3 типа колодок:

  • Стандартные, полуметаллические, µ=0,2-0,35. Предназначены для езды по городу. Предельная температура нагрева при торможении составляет 300-350˚C.
  • Премиум-класс, µ=0,35-0,5. Эти детали выпускаются для поставок на конвейеры автопроизводителей и устанавливаются на автомобили при сборке.
  • Спортивные. Имеют показатель µ>0,5 и могут нагреваться до 800-900˚C. Часто такие колодки делают из спечённого металла. Высокий коэффициент трения достигается только при максимальной температуре. То есть, для того, чтобы расходник показал свои характеристики, его нужно хорошенько прогреть. При температуре 100-200 ˚C коэффициент µ может снижаться до 0,2, поэтому данный тип расходников не предназначен для городской езды. К тому же, спортивные колодки стоят очень дорого и применение их в обычных условиях экономически не оправдано.

Также существуют полностью керамические колодки, которыми комплектуются автомобили класса “люкс”. Они совместимы только с керамическими дисками, стоят очень дорого и не экономичны при использовании на больших скоростях.

Когда нужно менять колодки

Срок службы данных компонентов тормозной системы зависит от манеры вождения и условий использования транспортного средства. В среднем он составляет 20-40 тыс км пробега. 

Перечислим признаки, согласно которым колодки требуют срочной замены:

  • вибрация и скрежет при торможении;
  • при торможении авто уводит в сторону;
  • педаль тормоза нажимается более мягко и свободно.

При предельном истончении фрикционного слоя срабатывает механический индикатор - он издаёт характерный писк, который сложно не заметить. В современных автомобилях предусмотрены электронные индикаторы, они отображаются на приборной панели. Если своевременно не поменять колодки, могут повредиться тормозные диски, а их замена обойдётся намного дороже.

Практически все суппорты имеют специальное окно для визуального наблюдения за толщиной колодки. Более точно её можно измерить штангенциркулем.

Менять необходимо сразу все колодки тормозной системы, независимо от того, вышла из строя одна деталь или все сразу. Использование расходников из разных партий или от разных торговых марок крайне нежелательно. Они будут иметь различные фрикционные характеристики из-за чего транспортное средство может заносить в сторону при торможении.

Как выбрать тормозные колодки

Колодки всегда нужно подбирать под тормозные диски. Если последние имеют дефекты, то срок службы колодок значительно сокращается. Поэтому так важно менять данную деталь вовремя и подбирать правильно, учитывая особенности дисков.

Многие автопроизводители делают на дисках перфорацию и насечки. Через отверстия отводится тепло и удаляются продукты износа, в результате чего срок службы данных элементов увеличивается.

Проще всего выбирать тормозные колодки согласно рекомендациям автопроизводителя. В паспорте каждого автомобиля указана допустимая толщина фрикционного слоя тормозных колодок.

Также при выборе данной детали следует провести пальцем по фрикционной поверхности - она не должна оставлять пыльный след на коже. Будет плюсом, если у тормозных колодок есть фаски по бокам для лучшей притирки, и прорезь посередине, необходимая для дренажа тормозной пыли.

Как обкатывать колодки

Обычно, при установке новых колодок педаль тормоза нажимается более свободно и мягко. Не притёртые к дискам, которые уже имеют на своей поверхности шероховатости, колодки недостаточно плотно к ним прилегают.

С новыми элементами процесс торможения происходит иначе, поэтому необкатанные колодки могут не только привести к преждевременной порче дисков, но и стать причиной серьёзного ДТП. 

Обкатка также помогает предотвратить преждевременный выход из строя расходников и снижает вероятность появления неприятного шума при торможении. Суть процесса состоит в том, чтобы постепенно прогреть колодки, не создавая температурного шока, и увеличить плоскость соприкосновения с тормозными дисками. 

Итак, что нужно сделать, чтобы обкатать обновку:

  • Новые колодки надо разогреть - для этого несколько раз нужно нажать педаль тормоза.
  • Сазу после замены расходника, первые километров 200-300, используйте метод плавного торможения вполсилы, а также избегайте резких или слишком длинных торможений. Это поможет избежать чрезмерного перегрева обновки.
  • Обращайте внимание на звук - не характерный визг или скрежет элементов тормозной системы может быть следствием неправильного монтажа.
  • После того, как вы проедете 300 км с новыми колодками, сделайте примерно 30 остановок с интервалом в минуту. Останавливайте машину с разных скоростей со средним и низким замедлением. 
  • После такой обкатки следует проехать несколько километров, стараясь не использовать тормозную педаль, чтобы дать системе постепенно остыть.

Если вы меняете диски и колодки одновременно, их поверхности изначально идеально ровные и хорошо прилегают друг к другу. В этом случае нужна минимальная обкатка.

Первое время езды с обновкой будьте особенно внимательны на дороге. С новыми компонентами тормозной системы процесс торможения может быть более длительным, поэтому увеличьте дистанцию с другими автомобилями. И в целом, с новыми колодками лучше использовать более размеренный стиль езды - он в любом случае будет более безопасным.

При замене колодок не забудьте проверить состояние всей тормозной системы в целом. Чтобы она работала исправно, меняйте тормозную жидкость каждые 2-3 года, следите за состоянием суппортов, магистралей и других элементов.