По причине того, что несущая часть авто традиционно изготавливается из стали, со временем с ней может случиться такая неприятность, как коррозия и износ металла. От этой беды не застрахованы все автотранспортные средства, вне зависимости от модели, класса и режима эксплуатации. Другими словами, уже с момента схода с конвейера автомобиль преследуется невидимым и опасным врагом, способным в кратчайшие сроки привести его в негодность при бездействии со стороны водителя.
Усугубить проблему не сложно, а вот вернуть «железному коню» привлекательный внешний вид – задача не из лёгких. При этом плачевное техническое состояние автомобильного кузова производит на окружающих такое же впечатление, как и нечищеная обувь, которая говорит о неряшливости и неорганизованности своего владельца.
Коррозия – это ничто иное, как разрушение металла вследствие химического (сухого) и электрохимического (мокрого) воздействия внешних факторов. В водительской и профессиональной среде этот термин ошибочно отождествляется со словом «ржавчина», которая является результатом окисления железа, входящего в состав стали. Из этого следует, что бороться нужно не со ржавчиной, а непосредственно с коррозионными поражениями. И чем раньше автовладелец начинает эту борьбу, тем дольше проживёт кузов автомобиля.
На заводском конвейере кузовные элементы автотранспорта покрываются грунтовкой и лакокрасочным слоем. Затем на днище наносится специальная пластизольная мастика, все скрытые полости обрабатываются защитным составом, а некоторые детали подвергаются оцинковке. Исходя из объёма работ, а также используемых при их выполнении спецсредств и технологий, некоторыми автопроизводителями устанавливается гарантийный срок до появления сквозного корродирования на выпускаемом ими модельном ряде.
На практике такого комплекса мероприятий, к сожалению, оказывается недостаточно. Дело в том, что заводские пластизоли не проникают в сварочные швы и не содержат компонентов, ингибирующих развитие окислительных процессов. Они лишь предохраняют металл от механических воздействий. При этом все технологические наклейки, прикрывающие резьбовые соединения при окраске, в процессе сборки авто снимаются, обнажая отдельные участки днища.
При движении автомобиля вылетающие из-под колёс вода, песок, мелкие камешки, гравий и дорожные реагенты наносят физические и химические повреждения железным кузовным частям. Это несмотря на то, что современные авто оснащаются надёжными подкрылками и брызговиками, изготовленными из износо- и термостойкого материала.
Кроме того, заводские пластизоли подвержены стиранию при контакте со снежными обледенениями, тротуарными бордюрами и углублениями в грунтовых дорогах. В свою очередь наружный лакокрасочный слой страдает от воздействия осадков, солнечных лучей, загрязнений и термоперепадов, что проявляется в выцветании и окислении краски, а также в появлении царапин и микротрещин.
Конечно, нынешний уровень развития технологий позволяют восстановить даже критически проржавевший кузов. Но цена такой услуги может быть эквивалентна приобретению подержанного автотранспорта.
Чтобы как можно дольше сохранить целостность заводского защитного покрытия, прочность металла и первоначальный внешний вид машины, водителю следует периодически проводить её комплексную антикоррозийную обработку. Выполнить данные манипуляции можно как самостоятельно, так и при содействии мастеров станции техобслуживания.
Своевременная обработка кузова противокоррозионной автохимией позволяет максимально отдалить момент появления первых признаков корродирования транспортного средства. С её помощью можно оградить от вредоносного воздействия:
Сегодня существует 3 основных вида борьбы с автомобильной коррозией, а именно:
Пассивный. Данный метод заключается в многослойном нанесении антикора на несущую часть авто. Обычно используется битумная мастика или материалы на основе каучука, которые консервируют металл, предотвращают его контакт с окружающей средой и способствуют улучшению шумоизоляции. Недостатки: длительная подготовка обрабатываемых поверхностей, их тщательное просушивание.
Активный. При таком способе антикор-обработки применяются многофункциональные защитные средства, в частности, мовиль. Он обладает прекрасными герметизирующими свойствами и борется с уже имеющимся ржавлением, так как содержит в своём составе плёнкообразующие добавки, влагоотталкивающие присадки и ингибирующие агенты. Недостатки: долго выветриваемый запах, после высыхания подвержен растрескиванию.
Модифицирующий. Эта методика подразумевает использование особых химических реагентов, которые очищают повреждённый коррозией металл, преобразуя и вытравливая продукты окисления. Такие составы представлены несколькими разновидностями:
Преобразователи ржавчины изготавливаются с разной консистенцией, которая определяет способ нанесения спецжидкости на поражённую область: кисточкой, с помощью распылителя, методом погружения или струйного обливания.
О необходимости противокоррозионной обработки ТС знает почти каждый автовладелец. Однако некоторые водители всё же придерживаются мнения, что завод-производитель сделал достаточно для сохранения кузова в работоспособном состоянии на длительный срок. Частица правды в таком суждении присутствует, но не стоит упускать из внимания тот факт, что у каждой машины есть свои слабые места, сосредоточенные в скрытых полостях и местах скопления воды.
Поскольку при движении по неровному дорожному полотну кузов «дышит», в сварочных швах его конструктивных элементов происходят микросдвиги, которые снижают плотность прилегания деталей и нарушают нанесённый ранее слой антиржавчины. На этих участках коррозия незаметна и поэтому наиболее опасна.
Автомеханики рекомендуют проверять состояние антикоррозийной защиты примерно раз в полугодие. Как показывает практика, автотранспорту с пробегом более трёх лет, как отечественного, так и иностранного производства, в среднем требуется полная антикор-обработка раз в 1-2 года. Также защитное покрытие подлежит восстановлению после замены кузовных комплектующих, повреждённых вследствие аварийной ситуации.
После приобретения авто на вторичном рынке новому владельцу следует в обязательном порядке проверить состояние антикора, лучше при содействии квалифицированных специалистов. В данном случае вероятность отсутствия коррозийных повреждений крайне низка. Поэтому перед началом эксплуатации подержанного ТС водителю целесообразно заняться антикоррозийной обработкой его несущей части, вне зависимости от того, была она ранее проведена или нет.
По окончании зимнего сезона автомобилисту рекомендуется тщательно очистить кузов своего «железного коня» от остатков антигололёдных химикатов. В противном случае при повышении температуры и осадках произойдёт активизация процесса окисления. Одновременно можно произвести профилактический осмотр и устранить выявленные дефекты антикоррозионной защиты, применив, к примеру, средства на парафиновой основе или жидкий пластик.
При этом важно уделить особое внимание сливным отверстиям в порогах, дверях и задних арках, а также поверхности днища, выхлопной трубе и двигателю. Равномерность нанесения мастики играет очень важную роль, ведь слишком тонкий слой недостаточно надёжен и подвержен разрушению под воздействием мелких абразивов, а излишне толстый – будет отслаиваться и осыпаться при вибрации.
Как правило, только приобретённые иномарки редко нуждаются в дополнительной антикор-обработке. Но опыт эксплуатации в условиях наших дорог всё же выявляет их отдельные уязвимые места. О целесообразности проведения противокоррозионных мероприятий можно проконсультироваться у дилера либо в специализированном антикор-сервисе.
Новых представителей отечественного автопрома лучше защищать как можно качественнее и быстрее, даже если автовладелец не планирует вводить их в эксплуатацию немедленно. Это связано с тем, что на их кузовную часть сразу же начинают воздействовать факторы, вызывающие коррозионную деградацию металла.