В середине 90-х годов ХХ века мировые автоконцерны начали оснащать вентиляционно-отопительную систему выпускаемого транспорта специальными фильтрами, предназначенными для защиты салона от пыли, грязи, песка, насекомых и других загрязнений.
На современном рынке представлено широкое разнообразие функциональных фильтрующих элементов с барьерными, абсорбирующими, антиоксидантными и бактерицидными свойствами. Их мембрана комплексно очищает воздух, поступающий внутрь машины через вентиляционные отверстия системы кондиционирования или обогрева. В частности, она задерживает мелкодисперсные физические примеси, снижает концентрацию вредных газов и летучих токсинов, а также не пропускает болезнетворные бактерии, споры и пыльцу.
В среднем данный расходник подлежит замене не реже одного раза в год либо после 15-20 тысяч километров пробега. Точный срок указывается производителем в технической документации конкретной модели авто. При этом продолжительность эксплуатации фильтрующего изделия определяется с учётом нормальных условий функционирования.
Из этого следует, что срок годности штатного фильтра сокращается при систематической езде вблизи запылённой промзоны, а также в черте густонаселённого мегаполиса, для которого характерно движение в активном транспортном потоке с частыми простоями в пробках и местах светофорного регулирования. Как следствие, выхлопная труба впереди стоящего автотранспорта находится почти вплотную с радиатором соседа сзади, многократно увеличивая нагрузку на его салонный фильтр.
О предельном износе вентиляционного очистителя говорит характерный затхлый запах, который вызывают скопившийся в нём мусор и патогенная среда. Также тревожным индикатором является пылевой поток, влетающий внутрь салона из дефлекторов обдува. Несвоевременная замена загрязнённого фильтра, из которого патогены, аллергены и выхлоп благополучно проникают в автомобиль, может нанести вред здоровью водителя и пассажиров, вызвав головную боль, резь в глазах, заражение дыхательных путей или аллергическую реакцию.
Маркёрами значительной степени засорённости фильтрующего элемента также является снижение воздухопотока, частое запотевание стёкол, повышение температуры в салоне летом и неисправная работа отопителя в холодный сезон. При некорректном функционировании вентиляционная система теряет производительность и подвергается высоким нагрузкам, которые сокращают её эксплуатационный ресурс.
Профессиональные автомеханики рекомендуют время от времени проводить визуальный осмотр данного узла, чтобы избежать его критического загрязнения. В целях профилактики следует вынимать и пылесосить фильтр дважды в год – после осеннего листопада и летом по окончании активного цветения тополя и трав. Такая манипуляция поможет немного снизить сопротивление, продлив ресурс моторчика вентилятора радиатора.
Фильтр салона также целесообразно продуть струёй высокого давления, которую может генерировать обычный автомобильный компрессор. Но если при извлечении на фильтрующем полотне обнаруживается сильное загрязнение и следы органики, сопровождаемые неприятным запахом, то такую деталь необходимо как можно скорее заменить.
Стандартная комплектация данного приспособления состоит из рамки и фильтрующего полотна. Для изготовления последнего конструктивного элемента повсеместно использовалась бумага, однако современные модификации производятся исключительно из нетканого синтетического материала. Это связано с тем, что целлюлоза отличается легковоспламеняемостью и создаёт благоприятные условия для размножения грибка и вредоносных микроорганизмов.
Сегодня в продаже можно встретить несколько разновидностей салонных фильтров, методы очистки которых кардинально различаются:
Стирать приспособление ни в коем случае нельзя, однако бережная профилактическая промывка некоторых его разновидностей вполне допустима. Для её проведения следует сперва удалить имеющиеся загрязнители на внешнем слое, затем поместить расходник в раствор любого моющего средства на пол часа и тщательно высушить естественным способом.
Перед установкой очищенного фильтра его посадочный отсек необходимо обработать антисептиком, после чего обязательно найти указатель направления воздухопотока на боковой части изделия, чтобы произвести монтаж правильно.