Чтобы дизельный двигатель бесперебойно работал долгое время, заводился без проблем в зимние морозы, важно правильно подобрать к нему расходный материал – моторное масло. Главная задача ГСМ – уменьшение трения между конструктивными элементами силового агрегата, защита их от механического износа и перегрева (охлаждение), предотвращение образование отложений на их поверхности и предупреждение развития коррозионных процессов. Правильно подобранная смазка способствует топливной экономии и повышению КПД работы двигателя. Масло для дизель-мотора выбирают с учётом рекомендаций производителя ТС, исходя из уровня вязкости и эксплуатационного класса ГСМ.
Какое масло лить в двигатель? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно хорошо понимать механизм функционирования последнего. Дизель-мотор по конструкции практически не отличается от бензоагрегата: имеет те же цилиндры, поршни и шатуны. Но так как первый подвергается повышенным нагрузкам (степень сжатия дизеля 19-24 единицы против 9-11 у бензинового), все его комплектующие дополнительно усиливаются. Отличие между силовыми агрегатами заключается в самом принципе работы и способе воспламенения топливной смеси. В бензиновом моторе она воспламеняется от электрической искры, в дизеле – от температуры сжатого воздуха. В последнем случае топливная жидкость и воздух подаются раздельно. Первым в цилиндры поступает воздух и в процессе сжатия нагревается (его температурный показатель составляет около +750-800 градусов Цельсия). Затем в камеру сгорания с помощью форсунок в условиях высокого давления подаётся топливная жидкость и происходит её мгновенное воспламенение.
Обеспечить 100% сгорание солярки в цилиндрах дизельных ДВС очень сложно. К тому же повышенный уровень давления в камере сгорания способствует поступлению отработанных газов, содержащих высокий процент сажистых частиц, в картер, с которыми вентиляционное устойчиво не в состоянии справиться в полном объёме. Последние провоцируют развитие окислительных процессов в ГСМ, за счёт чего смазка быстро утрачивает свои эксплуатационные свойства и становиться чёрной. Повышенный процент серы в составе отечественной солярки только ускоряют процесс старения материала, его чистящие и защитные свойства снижаются, что приводит к механическому износу конструктивных элементов ДВС. ГСМ загрязняется различного рода механическими примесями и сажистыми частицами. В дизельных ДВС с большим пробегом этот процесс значительно ускоряется.
Соответственно, к смазочному материалу для мотора, работающего на соляре, предъявляются более повышенные требования, чем к обычному ГСМ для бензоагрегата. Чем отличается масло для дизеля от бензинового? Прежде всего, в составе такого продукта содержится повышенный процент веществ, предотвращающих окисление ГСМ, и моющих присадок, препятствующих отложение нагара на поверхностях конструктивных элементов ДВС.
Интересно! С 2004 года большинство дизельных ДВС оснащаются DPF – специальным фильтром частиц. Он применяется для очистки мотора от сажи, образующейся в процессе сгорания дизтоплива. Для моторов с DPF и без сажевого фильтра следует использовать разные смазки. В первом случае подходит масло, производимое по технологии Low SAPS, что означает низкую зольность такого состава. В отличие от сажи, зола является несгораемым остатком и представляет опасность для DPF. Малозольные смазочные материалы содержат сниженное количество присадок: антификционных, нейтрализущих, моющих.
Прежде чем заказать смазочный материал для силового агрегата, важно обратить внимание на такие его параметры, как:
Исходя из состава, выделяют минеральные, синтетические и полусинтетические смазки. Преимущества первого вида – оптимальные смазывающие свойства и невысокая цена. Но есть и большой минус – масло быстро устаревает и плохо работает в условиях низких температур. Достоинства синтетики и полусинтетики – стабильность, сохранение эксплуатационных характеристик на морозе, долгий срок службы.
Второй важный показатель ГСМ – вязкость. Для синтетического масла показатель густоты – 140-170, для полусинтетического состава – 130-150, для минерального материала – 110-135. Чем ниже индекс вязкости, тем быстрее смазка становиться жидкой, защитная плёнка – тоненькой. Все это ускоряет износ конструктивных элементов ДВС.
Чтобы выяснить какая смазка лучше для дизель-мотора, важно разобраться в предлагаемом ассортименте продуктов. Различные марки ГСМ отличаются между собой по типу, эксплуатационному классу и стандарту. Существуют следующие системы классификации материала:
Стандарт SAE классифицирует ГСМ по густоте. Присутствие буковки W (от англ. Winter) в маркировке свидетельствует о том, что ГСМ подходит для эксплуатации в зимних условиях. Чем меньше указанная цифра, тем менее вязким будет продукт. Для холодного сезона лучше применять смазку с небольшим показателем густоты, так как она хорошо сохраняет свои эксплуатационные свойства (не преобразовывается в гелеобразную консистенцию) на морозе. Именно такой продукт способен обеспечить холодный старт дизель-мотора (проворачивание стартером), определяет лёгкость прокачки состава по системе и скорость его подачи к повергающимся трению конструктивным элементам ДВС. Какое масло заливать в дизель зимой? Для холодного сезона стоит использовать масло, имеющее следующее обозначение:
Если в обозначении масла присутствует ещё одно число, например, 5W-40, то это означает, что ГСМ является универсальным (всесезонным) продуктом. Вторая цифра указывает на максимальный рабочий температурный показатель. То есть масло с вышеуказанной маркировкой сохраняет свои эксплуатационные свойства при температуре от –25 до +40 °C.
Согласно стандарту API, смазочный материал классифицируются по назначению:
Вторая буковка в обозначении указывает на качественные характеристики смазочного материла (чем она дальше от начала алфавита, тем качественней продукт).
На рынке также представлены универсальные продукты (маркировка SJ/CF или CF/SJ) и энергосберегающие ГСМ. Применение последнего вида (с малой вязкостью как в холодном, так и горячем состоянии) обеспечивает топливную экономию, способствует повышению экологичности двигателя, а также увеличению его срока службы. Ведь жидкая смазка требует меньше энергоресурсов для привода масляного насоса. Продукт маркируется HT/HS. Такое масло не стоит применять в старых ДВС, так как их конструкция не предусмотрена для применения подобного смазочного материала.
Моторы с турбонаддувом отличаются повышенным КПД (при этом объем ДВС не увеличивается). Однако, нагрузка на такой двигатель возрастает. Соответственно, мотор с турбиной требует применения смазочного материала эталонного качества, характеризующегося стабильностью и хорошими эксплуатационными свойствами. Ведь масло работает в сложных условиях, активно загрязняется, нагревается и быстро окисляется. Поэтому в турбо дизель следует заливать смазочный материал от проверенного временем производителя.
Внимание! Проверить уровень ГСМ лучше на прогретом двигателе. Эта процедура выполняется с помощью масляного щупа. Оптимальным считается уровень, находящийся между рисками, обозначенными min и max.
Марки масла для дизельного двигателя с турбонаддувом:
Моторное масло от вышеперечисленных производителей лучше для дизеля по соотношению «стоимость-качество». В основе смазочного материала – уникальный комплекс присадок, который позволяет ГСМ надёжно защищать нагруженный ДВС и сохранить его работоспособность в тяжёлых условиях.
Через сколько менять масло? Согласно европейским стандартам, через каждых 10 тыс. км стоит осуществлять замену ГСМ в дизельном ДВС. Учитывая тот факт, что отечественное дизтопливо содержит высокий процент серы, эту процедуру рекомендовано проводить каждые 7 500 км.
Как часто менять моторное масло при эксплуатации ТС в тяжёлых условиях? Интервал замены ГСМ в таком ДВС сокращён до 5 тыс. км.
Интересно! В мотор с объёмом 1598 (1.6) куб. см. заливают 3,8 л смазки; 1998 (2.0) куб. см – 4 л; 4799 (4.8) куб. см – 10 л. В ДВС с объёмом 9.8 – 27 л; 15.0 – 40 л.
Рекомендации по выбору дизельного масла:
Кроме того, при выборе смазочного материала учитывается не только его состав и показатель вязкости, но и климат региона и условия эксплуатации машины. Ведь при частых и резких перепадах температурного режима, при использовании транспорта в горной местности, по пыльных проселкам и грязным колеям, перевозке тяжёлых грузов моторному маслу засчитывается каждый километр за два. В сложных условиях эксплуатации и при высоких нагрузках на мотор оно быстро изнашивается.