Правильный выбор моторного масла – залог длительной и беспроблемной работы двигателя автомобиля. Качественная смазка уменьшает трение между конструктивными элементами агрегата, обеспечивая их беспрепятственное перемещение. К тому же моторное масло не должно превращаться в желеобразную консистенцию при минусовой температуре. Сегодня на рынке представлен широкий ассортимент смазочных материалов, поэтому даже водителям со стажем нередко трудно определиться с маркой продукта. Но не всегда нужно отдавать предпочтение универсальным расходникам. Смазочные материалы подбираются исходя из уровня эксплуатационных свойств (по API) и вязкости (по SAE).
Прежде чем заказать смазочный материал и залить его в двигатель авто, важно обратить внимание на его химический состав. Исходя из этого критерия бывают моторные масла следующих видов:
Какой вид лучше выбрать? Ответ на этот вопрос даёт производитель авто – в сервисной документации (мануале) транспортного средства указывается оптимальная вязкость смазочного материала по стандарту SAE и его эксплуатационный класс по стандарту API.
Важно! Технические показатели смазочного материала для двигателя должны соответствовать рекомендациям завода-производителя авто.
В зависимости от параметра густоты, выделяют три классификации моторного масла:
Согласно классификации SAE, выделяют три класса смазочных материалов: «зимние» (в их маркировке присутствует буковка W – winter), «летние» и «всесезонные» (универсальные). Для холодного сезона предусмотрено 6 классов масла (0W – можно использовать при –35 °C и выше; 5W – –30 °C и выше; 10W – –25 °C и выше; 15W – –20 °C и выше; 20W – –15 °C и выше; 25W – –15 °C и выше), для тёплого периода – 5 видов (20, 30, 40, 50 и 60 – цифры отражают максимальный рабочий температурный показатель). Что означают цифры в маркировке всесезонной смазки? Первая отражает вязкостную характеристику при минусовом температурном показателе, а вторая — густоту при высоких температурах. Пример обозначения универсального масла (для тёплого и холодного периода): SAE 5W-40, SAE 10W-30 и т.д.
Согласно классификации API, выделяют такие виды моторного масла:
Первая буква в маркировке указывает на назначение смазочного материала. Вторая – определяет класс (чем она дальше от начала алфавита, тем качественней продукт).
Как выбрать моторное масло, согласно классификации ACEA? Выделяют смазочные материалы для:
Каждый класс подразделяется на несколько категорий, к примеру, C1, C2, C3. Цифры в маркировке указывают на конструктивные особенности двигателя (количество тактов, степень форсировки и т.д.).
Интересно! Подбор масла по марке автомобиля – популярная услуга сервисных центров, упрощающая жизнь автовладельцу. В программу вводится марка, модель, год выпуска и тип двигателя ТС и она выдаёт подходящий вариант.
Если нет опыта в обслуживании автомобиля, самостоятельно менять смазочный материал не стоит – лучше доверить это дело сотруднику СТО. Для замены смазки понадобится:
На СТО проведут эту процедуру быстро, качественно и безопасно. Специалист выберет оптимальный способ удаления старого масла (с помощью вакуумной установки или методом слива), промоет двигатель и добавит оптимальное количество смазки, установит новый фильтр.
Побочных эффектов от применения в моторах несоответствующего смазочного материала масса и все они ведут к износу узлов и систем агрегата. Несоответствующая допускам смазка не способна надёжно защитить детали двигателя от трения, отводить излишнее тепло от их поверхностей. Чтобы не пришлось раньше времени ремонтировать силовой агрегат, важно подбирать материал с учётом химического состава и эксплуатационных свойств.
Сразу нужно отметить, что эта процедура не проводится на территории с уклоном. Автомобиль должен находиться на ровной поверхности. Проверить уровень масла лучше на прогретом двигателе. Эта процедура выполняется с помощью масляного щупа. Важно достать его, протереть салфеткой и установить обратно в двигатель на несколько секунд. Оптимальным считается уровень, находящийся между рисками, обозначенными minimum и maximum.
Для современных двигателей рекомендовано производить замену смазочного материала через 10-15 тыс. км пробега (при эксплуатации машины в нормальных условиях). Чем хуже условия, тем ранее нужно менять масло.
В машине с годовым пробегом несколько тысяч километров (к примеру, используется для поездок на дачу) лучше менять смазочный материал по календарю – 1 раз в год. Владельцу авто с годовым пробегом 10-30 тыс. км лучше руководствоваться показаниями счётчика пробега – отъездил 15 тыс. км, значит следует заменить масло.
При тяжёлых условиях эксплуатации (климат с повышенной влажностью, частые и резкие перепады температурного режима, при использовании транспорта в горной местности, по пыльных проселкам и грязным колеям, перевозке тяжёлых грузов, длительном движении с небольшой скоростью – до 25-30 км, особенно в городском цикле) машины, смазке нужно засчитывать каждый километр за два, ведь материал быстро изнашивается при высоких нагрузках на мотор.
От этого показателя зависит способность материала сохранять свои эксплуатационные свойства (не преобразовываться в желе) на морозе. Для холодного сезона используется масло с небольшим показателем густоты – именно такая смазка способна обеспечить холодный старт мотора (проворачивание стартером).
В жарких регионах заливают в двигатель ТС более вязкое масло. Именно такой материал поддерживает необходимый уровень давления в системе и надёжно создаёт смазывающую плёнку между трущимися элементами.
Сколько хранится моторное масло? Согласно законодательным нормам, срок годности минерального состава не должен превышать 24 месяца, синтетического – 36 месяцев.