Список желаний
Ваш список желаний пока пуст. Добавляйте понравившиеся товары в желаемые илиавторизуйтесь, если добавляли товары ранее
Список желаний
Ваш список желаний пока пуст. Добавляйте понравившиеся товары в желаемые илиавторизуйтесь, если добавляли товары ранее
ARTI
CLES

Как зарядить аккумулятор автомобиля: практические советы

01 / 06 / 2020

Каждый автомобилист знает, что без надёжного и исправного аккумулятора транспортное средство не может функционировать полноценно. Именно он является единственным источником питания для стартера – основного компонента электрической системы пуска двигателя внутреннего сгорания.

Для уверенного запуска ДВС его коленчатый вал необходимо вывести из состояния покоя и раскрутить до определённой частоты вращения. Передачу первоначального импульса на коленвал берёт на себя стартерный механизм, который при повороте ключа зажигания преобразует электрическую энергию в механическую. Если под капотом авто установлена некачественная или изношенная аккумуляторная батарея, то переход силовой установки в рабочий режим будет крайне затруднён или попросту невозможен.

Устройство АКБ автомобиля

На сегодняшний день наиболее распространённым и широко применяемым типом автомобильного АКБ является свинцово-кислотный, активной средой которого является электролит. Он состоит из корпуса, выполненного из кислото- и термостойкого пластика, разделённого на шесть секций или «банок». Внутрь каждой из них помещён блок свинцовых пластин, состоящий из положительно и отрицательно заряженного полублоков, дополнительно разделённых сепараторами. Все они соединены последовательно с помощью перемычек, образуя таким образом батарею.

На крайних блоках находятся выводные штыри разного диаметра, что позволяет избежать неправильного соединения аккумулятора с электропроводкой автомобиля. Они обозначаются маркировками «+» и «–», от расположения которых зависит его полярность. Чтобы определить данный параметр, следует развернуть к себе прибор таким образом, чтобы вся на указанная на нём информация была читабельна. Если плюс расположен слева, то полярность прямая, а если справа – обратная.

По конфигурации исполнения корпуса аккумуляторы бывают европейского и азиатского типа. Их ключевое отличие заключается в расположении контактов: у первой группы они находятся в корпусных углублениях, а у второй – выступают над крышкой.

Алгоритм правильной зарядки

При движении в городском цикле, которое сопровождается продолжительной работой мотора на малых и средних оборотах, генератор не может полноценно снабжать автомобиль электроэнергией и заряжать стартерную батарею. Этот фактор, в совокупности с естественной потерей плотности электролита в процессе эксплуатации, вынуждает автовладельца периодически восстанавливать её работоспособность с помощью внешнего источника питания.

Зарядка может производиться при постоянном токе или постоянном напряжении. Первый метод восполняет заряд на 100% и реализуется следующим образом:

  1. При помощи специального регулятора выставляется ток зарядки, равный 1/10 части от ёмкости АКБ в ампер-часах. К примеру, если его номинальная ёмкость равна 60 Ач, то значение тока зарядки составит 6 А.
  2. Когда напряжение на клеммах аккумулятора достигнет отметки 14.3-14.5 В, сила тока должна быть снижена вдвое. Как только оно поднимется до 15 В, ток следует снова уменьшить в два раза.
  3. Процесс продолжается до сохранения стабилизации напряжения и тока в течение 1-2 часов.

Второй способ позволяет зарядить аккумулятор лишь на 80-85%. Он реализуется в полностью автоматическом режиме, однако может длиться более суток. Автомобилисту нужно лишь установить напряжение в упомянутых в п.2 пределах, а зарядное устройство отключится само по достижении заданного конечного напряжения. 

Способы проверки состояния аккумулятора

Правильная эксплуатация стартерной батареи должна сопровождаться систематическим контролем её состояния даже при безотказном функционировании. Это связано с тем, что снижение резервного уровня электролита из-за утечки раствора или испарения воды приводит к увеличению концентрации кислотной среды, что негативно сказывается на ресурсе и работоспособности устройства в целом.

Наиболее простыми и достаточно достоверными методами мониторинга состояния АКБ считаются:

  • визуальная проверка уровня электролитической среды и её плотности при помощи ареометра;
  • измерение напряжения на полюсных выводах, для которого необходим цифровой вольтметр.

Если полюсные штыри всех конструктивно-технологических модификаций аккумулятора доступны для очищения от окислов и подключения измерительного прибора, то возможность непосредственного взаимодействия с электролитом имеется только у обслуживаемых моделей. Их необслуживаемые аналоги оснащаются специальным встроенным индикатором. Если он показывает зелёный цвет, то это говорит о полностью заряженном АКБ, а чёрный – о необходимости подзарядки. Бело-жёлтый или красный оттенок соответствуют очень низкому уровню реагента.

Чтобы получить измерительные данные ареометра, необходимо сперва вывернуть пробку заливного отверстия и визуально оценить уровень жидкости в банках, который должен превышать верхнюю кромку пластин на 12-14 мм. Стоит отметить, что даже в полностью исправной стартерной батарее полученные показания могут разниться из-за изменения температуры или степени заряженности.

Более того, рекомендованная плотность электролитической массы находится в прямой зависимости от типовых климатических условий конкретного региона. К примеру, в районах умеренного климата при нормальном уровне электролита над пластинами ρ = 1.28 г/см3 соответствует 100% зарядки, величина 1.21 г/см3 говорит о снижении до 60%, а показатель 1.18 г/см3 сигнализирует о том, что аккумулятор необходимо подзарядить.

Напряжение на клеммах АКБ автомобиля обычно проверяется раз в 2-3 месяца. Для получения максимально точного результата измерение рекомендуется проводить по прошествии 6-8 часов после остановки двигателя. Для этого необходимо подключить щупы вольтметра или мультиметра к соответствующим полюсным выводам, а затем снять показания с дисплея: напряжение полностью заряженной батареи колеблется в диапазоне 12.6 - 12.9 В, а в разряженном – 12.1 - 12.4 В.

Техника безопасности

Зарядка аккумулятора происходит только в хорошо проветриваемом помещении. Перед началом процесса следует выкрутить пробки из корпуса, чтобы под давлением выделяющихся паров не произошло повреждения его комплектующих. Нельзя работать вблизи открытых источников огня и мест с образованием искр, так как газовыделение может стать причиной взрыва.

Подключение к сети зарядного устройства должно происходить после фиксации клемм его проводов на выводах АКБ соответствующей полярности, а не наоборот. Если нет возможности снять его с машины, отключите минусовой провод. Допускать перезаряда, а также оставлять оборудование без присмотра ни в коем случае нельзя.

Продолжительность зарядного процесса

По своей сути 100%-ная зарядка автомобильного аккумулятора представляет собой восполнение запаса ампер-часов до заложенного производителем значения, указанного на этикетке. Её длительность рассчитывается следующим образом: ёмкость АКБ делится на зарядный ток (её десятая часть) – получаем время зарядки.

К примеру, посаженная «в ноль» стартерная батарея ёмкостью 90 Ач будет заряжаться током 9 ампер 10 часов. 

Как часто заряжать?

Частота зарядки стартерной батареи определяется индивидуально. Как бы там ни было, автомобиль сам предупредит о низком уровне её заряда. Опытные автомеханики советуют полностью заряжать АКБ как минимум 2 раза в год, причём один из них – непосредственно перед началом зимнего сезона. Также следует принять во внимание следующую закономерность: чем реже происходит разрядка и чем менее глубокий каждый отдельно взятый разряд, тем продолжительнее будет срок службы аккумулятора.

Таким образом, наибольшую надёжность и долговечность работы автомобильного аккумулятора можно достичь, обеспечив регулярный контроль его технического состояния и соблюдения рекомендаций по эксплуатации.