Список желаний
Ваш список желаний пока пуст. Добавляйте понравившиеся товары в желаемые илиавторизуйтесь, если добавляли товары ранее
ARTI
CLES

Как устроен масляный фильтр и каким он бывает

08 / 08 / 2019

Чтобы смазочный материал в ДВС как можно меньше загрязнялся различными примесями, которые появляются в процессе работы и механического износа его деталей, подвергающихся трению, в системе предусмотрена установка фильтрующего элемента. Его назначение – задержка всех инородных включений и предотвращение засорения моторного масла. Ведь металлическая стружка, мелкие частицы нагара и другие примеси отрицательно сказываются на эксплуатационных характеристиках ГСМ – последний приобретает абразивные свойства, в результате чего его смазывающие способности ухудшаются. А всё это только ускоряет износ деталей мотора, подвергающихся трению, и выход из рабочего состояния ДВС. Устройство масляного фильтра современного автомобиля такое, что позволяет задерживать до 95% инородных включений с размером фракции 25-45 микрометров. Где расположен этот конструктивный элемент? Место его локации – нижняя часть корпуса двигателя.  

Для чего нужен масляный фильтр

Эффективная смазка качественным ГСМ всех вращающихся и подвергающихся трению деталей ДВС является залогом длительной и бесперебойной работы последнего. Чтобы моторное масло не превратилось в абразив, в конструкции системы предусмотрена установка специального фильтра.

Итак, что делает вышеуказанный элемент? Он задерживает:

  • наночастицы нагара;
  • металлическую стружку;
  • дорожную пыль;
  • капельки влаги в виде конденсата.

Задерживая все эти инородные включения, фильтрующий элемент повышает моторесурс ДВС.

Развитие фильтров

Впервые этот конструктивный элемент был установлен в систему смазки авто ещё в далёкие 20-тые годы XX века. На тот момент – это была неполнопоточная модель, пропускающая лишь часть ГСМ. Но в любом случае такое инновационное решение позволило:

  • замедлить старение ГСМ;
  • продлить эксплуатационный срок моторного масла;
  • увеличить (почти в трое!) моторесурс ДВС.

Во второй половине 40-х годов прошлого века на рынке появились полнопоточные элементы, что позволило повысить качество фильтрации ГСМ. Такие модели очищают всё масло, проходящее сквозь корпус. Установка в систему подобного элемента дала возможность владельцам ТС увеличить интервал замены ГСМ (заливать свежую смазывающую жидкость в картер каждые 10-20 000 км пробега).

Разновидности фильтров для масла

В зависимости от конструкции, фильтры классифицируются на следующие модели:

  • частичнопоточную. При установке такой модели уменьшается скорость поступления ГСМ в систему;
  • полнопоточную. Эта модель имеет наибольшее распространение. Через неё проходит весь ГСМ, всасываемый насосом. Полнопоточный вариант обеспечивает максимально быструю очистку масла. Когда элемент загрязнятся, перепускной клапан срабатывает, чем «открывать путь» неочищенной смазке к ДВС;
  • комбинированную. Такая схема фильтрации используется преимущественно на дизельных силовых агрегатах. Установка и частичнопоточной, и полнопоточной модели позволяет повысить качество фильтрации ГСМ и уровень защиты ДВС.

По принципу работы фильтрующие элементы классифицируются на механические, магнитные, гравитационные и центробежные (используются в системе смазки тяжёлого транспорта) модели.

Виды масляных фильтров

Выделяют разборные и неразборные (одноразовые) фильтрующие элементы. Преимущества первой модели:

  • высокое качество фильтрации;
  • низкая стоимость смены отработавшего фильтра (приходиться заменять только элемент, отвечающий за очистку);
  • простота утилизации;
  • доступная цена.

Качество очистки ГСМ в системе смазки авто определяется свойствами используемой фильтровальной бумаги. В зависимости от технических характеристик последней, фильтры классифицируются на следующие модели:

  • грубой очистки;
  • средней фильтрации;
  • тонкой очистки.

В системе смазки легковой машины традиционно устанавливается только один фильтр, способный задерживать наночастицы с размером фракции до 24-45 микрометров. Но такое решение вовсе не подходит для грузовиков, работающих в сложных условиях (езда в условиях пересечённой и горной местности и т.д.). Поэтому для спецтехники предусмотрен комбинированный вариант фильтрации. Дополнительная комплектация системы смазки грузовика элементом грубой очистки позволяет предотвратить загрязнение ГСМ частицами с размером фракций 60-70 микрометров. В некоторых моделях тяжёлого транспорта предусмотрена установка фильтров-отстойников. В последних оседают частицы с наиболее крупными фракциями.

Как устроены масляные фильтры

Итак, как выглядит и как устроен элемент, обеспечивающий качественную очистку ГСМ в системе смазки? Конструкция фильтра определяет его принцип работы. Перед тем как разобрать это устройство, следует ознакомиться с его основными составными частями. Это:

  • цилиндрический корпус. Он дополняется крышкой. Материал исполнения – высокопрочная сталь, обеспечивающая возможность его эксплуатации в условиях повышенного давления (2-16 АТМ). Устройство корпуса включает несколько входных отверстий, расположенных радиально. Их назначение – подача ГСМ. Кроме того, корпус имеет и центральное выходное отверстие с резьбой, обеспечивающей возможность накручивания устройства на штуцер ДВС;
  • фильтрующий материал, сложенный в форме гармошки или скрученный в рулон. Такое конструктивное решение позволяет увеличить полезную площадь элемента очистки. В его основе – картон определённой плотности со специальной пропиткой, обеспечивающей устойчивость последнего к воздействию ГСМ;
  • перепускной клапан, отличающийся пружинной системой. Его назначение – предотвращение масляного голодания ДВС. Как работает элемент? В экстренных ситуациях (при холодном старте мотора зимой, при сильном загрязнении фильтра) перепускной клапан перенаправляет масляный поток в систему, минуя фильтрующий материал;
  • обратный клапан. Противодренажный элемент предотвращает слив ГСМ из системы назад в фильтр.

Устройство дополнительное комплектуется резиновой прокладкой, которая выполняет роль уплотнителя и препятствует течи смазки в местах крепления, и прижимистой пружинкой, удерживающей обратный клапан при отключённом ДВС.

Правила эксплуатации и периодичность замены

Производитель ТС в сервисной документации указывает, какого размера фильтр нужно использовать в системе смазки. Его выбирают с учётом следующих технических характеристик:

  • рабочего давления;
  • степени фильтрации;
  • показателя давления, при котором срабатывают клапаны;
  • пропускной способности.

Важно! При выборе фильтрующего элемента также стоит обратить внимание на то, какой диаметр имеет резьба.

Сроки замены

Производитель ТС определяет интервалы замены фильтрующего элемента. Как правило, владельцы авто устанавливают новое устройство при заливке свежего ГСМ в систему смазки.  В среднем это делают каждые 10-15 000 км. Если авто эксплуатируется в пересечённой или горной местности, городском цикле, а также при использовании низкосортной топливной смеси, производить замену фильтрующего элемента нужно чаще.

Как менять

Чтобы снять очищающий элемент с ДВС, потребуется специальный инструмент (накидной ключ или ключ-краб). Так как прокладка под воздействием высоких температур нередко «прикипает» к картеру мотора, открутить фильтр не всегда получается быстро.

Перед установкой нового элемента важно обработать уплотнительную резинку ГСМ с целью повышения герметичности посадки. Если фильтр соответствует по размерам и резьбе рекомендациям производителя, проблем с его накручиванием на штуцер не возникает.

Некоторые владельцы ТС не только смазывают уплотнительную резинку, но и заливают ГСМ в новый фильтр перед его установкой в систему. При таком решении ничего плохого с мотором не произойдёт (никаких гидроударов или воздушных пробок). Если в фильтр не залить ГСМ, то это тоже никак не скажется на работе ДВС. Между конструктивными элементами мотора достаточно смазывающей жидкости, чтобы их не заклинило при запуске. Сколько масла в масляном фильтре? Примерно 100-150 г.

Важно! На некоторых фильтрах есть значок, что масло в него не заливают.

Воздушные пробки

Чтобы эффективно устранить такое явление, как появление газов в системе смазки, необходимо выкрутить немного фильтрующий элемент и покрутить стартером коленчатый вал (при отключённой системе зажигания). Главная цель – чтобы ГСМ просочился через новую прокладку. Затем следует закрутить фильтрующий элемент и запустить ДВС. Как правило, после проведения таких манипуляций газы выходят, давление в системе нормализуется и индикатор на приборке гаснет.